Эффективность системы

 

Оценка эффективности системы качества

Приглашаем к дискуссии

Оценка эффективности функционирования систем управления предприятиями проводилась всегда, в том числе и во времена плановой экономики. В публикуемой ниже статье автор справедливо поднимает вопрос о необходимости создания методов оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества предприятия, доведенных до практической реализации. Требования такой оценки имеются в стандартах ИСО 9000, и, прежде всего, они относятся к деятельности руководства по анализу и улучшению деятельности СМК.

Следует заметить, что общей методики такой оценки пока не разработано, поэтому каждое предприятие решает эту проблему по своему. Механизм, заложенный в ИСО 9000 в виде внешнего и внутреннего аудита, требований измерения, анализа, самооценки, корректирующих и предупреждающих действий, обратной связи с потребителями, непрерывного улучшения деятельности, сам нуждается в оценке эффективности.

Поскольку проблема очень сложна и еще ждет своего решения, редакция приглашает специалистов предприятий, компаний, НИИ, вузов, органов по сертификации систем качества к дискуссии на страницах нашего журнала. Обмен идеями, мнениями, опытом по оценке эффективности функционирования систем менеджмента качества в целом и поэлементно, несомненно, будет полезен всем.

Как оценить эффективность функционирования системы качества?

В.И. Карпиков
директор по качеству ОАО <ВЭЛКОНТ>

ОАО <Вэлконт> (г. Кирово-Чепецк) производит и поставляет коммутационную аппаратуру, изделия микроэлектроники, выключатели и электроклапаны. Система качества предприятия сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-96

Сертификат системы качества (СК) предприятия на соответствие ГОСТ Р ИСО 9000 дает уверенность его руководителям в том, что существует инструмент, который при правильном использовании позволит непрерывно улучшать качество процессов и продукции .

Возникает вопрос: эффективно ли работает этот инструмент?

Проводимые на предприятии внутренние проверки качества подтверждают соответствие или выявляют несоответствия процессов, процедур, организационной структуры и ресурсов требованиям СК предприятия. Однако они лишь в малой степени могут оценить эффективность их функционирования или использования. Это объясняется тем, что внутренние проверки качества проводятся периодически, выборочно по отдельному элементу СК или в каком-либо подразделении. Вот почему они не могут обеспечить постоянной, системной оценки эффективности функционирования элементов СК и всей системы в целом.

Для решения задачи оценки эффективности СК необходимо определить следующее:

  • объект оценки (процедура, процесс, элемент СК, система качества в целом);
  • критерии оценки эффективности функционирования СК (цели непрерывного улучшения, к которым стремится предприятие);
  • способ измерения и сравнения показателей эффективности функционирования СК с критериями эффективности;
  • методы статистического анализа полученных результатов.

 

Объекты оценки выбираются исходя из задач предприятия в области качества, которые необходимо решить в первую очередь.

Количество и содержание критериев в оценке должно быть достаточным для определения того, насколько эффективно или неэффективно функционируют объекты оценки.

Выбор критериев оценки представляет собой сложную задачу. Например, на <АвтоВАЗе> для формирования интегральной оценки работы поставщиков по обеспечению качества поставок комплектующих изделий и материалов применяется 20 критериев оценки [1].

Способ измерения показателей эффективности функционирования объекта оценки и сравнения этих показателей с выбранными критериями зависит от объекта оценки (процедура, процесс, элемент СК). Измерение показателей и их сравнение с критериями показывает, в какой мере достигнутая эффективность функционирования объекта оценки соответствует установленным критериям.

Систематизация и статистический анализ результатов оценки эффективности функционирования объектов выявляет тенденции к улучшению или ухудшению, показывает стабильность или нестабильность процессов.

Оценка эффективности функционирования элемента <Закупки>

Возьмем в качестве примера оценку эффективности функционирования элемента СК <Закупки>. Приведены два возможных критерия оценки.

Цели политики в области качества элемента <Закупки> заключаются в поставке на предприятие материалов и комплектующих установленного качества и количества, точно в срок и с наименьшими затратами.

Реализация этих целей во многом зависит от способности субподрядчиков выполнять все требования контракта, среди которых немаловажным является необходимость иметь сертифицированную на соответствие ГОСТ Р ИСО 9000 систему качества или представить график ее разработки, внедрения и сертификации.

Чем больше субподрядчиков, имеющих сертифицированную СК или ведущих работу по сертификации СК, тем больше уверенности у руководства предприятия в достижении целей политики элемента <Закупки>.

Таким образом, первым критерием оценки эффективности функционирования элемента СК <Закупки> может быть процент субподрядчиков, имеющих сертифицированную СК, из числа всех субподрядчиков предприятия. Если этот процент невысок и не возрастает от периода к периоду, то в этой части элемент <Закупки> функционирует неэффективно, и руководителям необходимо принять соответствующие корректирующие действия.

В качестве второго критерия оценки может быть принят следующий показатель. Если вследствие экономического кризиса произошла остановка или полное прекращение производства некоторых материалов и комплектующих, то работники отдела материально-технического снабжения вынуждены искать заменители, а конструкторы и технологи - принимать решение о возможности замены материалов и давать разрешение на такую замену.

Применение заменителей, конечно, не улучшает качество продукции и ведет к дополнительным затратам, связанным с проведением опытных работ и дополнительных испытаний, доработкой оснастки и инструмента, изменением технологии и т.п. Любые замены материалов и комплектующих снижают одно из главных условий качества продукции - стабильность процессов.

Замены материалов можно избежать, если закупать необходимый материал у иностранного субподрядчика или оказать помощь российскому субподрядчику в возобновлении производства. Но все эти действия повлекут за собой немалые дополнительные затраты, которые могут в несколько раз превысить затраты, связанные с применением заменителей. Оптимальное соотношение затрат, вызванных заменой материала, и затрат, связанных с закупкой материала у иностранного субподрядчика по более высоким ценам, можно выразить определенным нормативом количества разрешений на замену материалов и комплектующих.

Условно это можно показать на графике . Таким образом устанавливаются границы зоны оптимальных затрат, в которой может находиться определенное количество разрешений на замену.

 

Следовательно, вторым критерием оценки эффективности функционирования элемента СК <Закупки> может быть норматив количества разрешений на замену материалов и комплектующих в зоне оптимальных затрат.

Превышение норматива по количеству разрешений на замену материалов (точка В) будет означать, что элемент СК <Закупки> работает неэффективно с точки зрения обеспечения стабильности процессов.

Если количество разрешений на замену материалов ниже норматива (точка А) и материалы приобретаются не по завышенным ценам, то это свидетельствует о высокой эффективности работы элемента СК <Закупки> и высокой стабильности процессов.

Если количество разрешений находится между точками А и В, это значит, что элемент СК <Закупки> работает достаточно эффективно и обеспечивает стабильность процессов.

На наш взгляд, аналогично могут быть определены критерии оценки эффективности функционирования других элементов СК.

Было бы интересно изучить опыт других предприятий, получить предложения и замечания специалистов по вопросу оценки эффективности функционирования СК.

Литература

  1. СТП 37.101.9763 2000. Оценка работы поставщиков по обеспечению качества поставок комплектующих изделий: Стандарт АО <АвтоВАЗ>.
  2. Конти Т. Самооценка в организациях. - М: Стандарты и качество, 1999. - 327 с.
  3. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - М: Новости, 2000. - 431 с.

Подготовлено по матеpиалам http://www.farial.ru/


 Эффективность системы КонСи
Эффективность проекта

Критерий эффективности

Эффективность системы

Ключевые показатели эффективности

Эффективность персонала

Эффективность метода