Эффективность управления

 Исследования эффективности управления в России

С 1995 года ИКФ "АЛЬТ" реализует комплексную программу исследования эффективности управления в России.

Первый этап программы был реализован в сотрудничестве с журналом "Эксперт" в Санкт-Петербурге и был посвящен исследованию эффективности управления на промышленных предприятиях.

Непосредственным поводом для начала исследования стало появление у людей, профессионально занимающихся проблемами управления, достаточно четкого ощущения, что из общей массы российских промышленных предприятий стали выделяться те, кто преодолел сложности адаптационного периода и вышел на путь развития.

Для того чтобы найти общее в успешном управлении, исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ" и журнал "Эксперт" провели исследование, в процессе которого были проанализированы интервью с руководителями предприятий. Исследование проводилось в Петербурге, структура промышленности которого вполне может претендовать на типичность - семьдесят процентов промышленности так или иначе было связано с оборонным комплексом.

Чтобы выделить поле, в рамках которого предстояло работать, был проведен опрос людей, которые по роду своей деятельности собирают, анализируют, используют и распространяют информацию как о состоянии промышленности в целом, так и об отдельных предприятиях. В общей сложности, 35 опрошенных специалистов, представлявших финансовые институты, органы муниципального управления, консалтинговые компании и прессу, назвали 89 успешных на их взгляд предприятий. Далее были выделены те, кто упоминался наиболее часто. и добавлены несколько предприятий из остального списка, показавшиеся авторам исследования интересными для анализа - например, государственный институт ЦНИИ ТС.

С директорами 15 предприятий состоялись встречи, во время которых авторы исследования постарались получить ответы на интересовавшие их вопросы. После детального анализа интервью стало возможным выделить несколько элементов стратегии менеджеров успешных предприятий на этом этапе. Рассказ об этих элементах стратегии построен на примерах из интервью. Выделив общее в действиях руководителей успешных предприятий, авторы описали то, что в этих действиях показалось специфичным, отличающим их от многих других руководителей.

То, что авторы исследования увидели на успешных предприятиях, получило название "менеджмент, ориентированный на рост" или, коротко, - "менеджмент роста". При этом "рост" понимается как синоним слова "развитие" и в него прежде всего вкладывается качественный смысл. "Рост", как его понимают авторы, означает появление у организации новых качеств, которых у нее не было, но которые позволят ей работать сегодня, завтра, и в будущем.

Суть менеджмента роста, как определено в исследовании - в целенаправленном создании новых качеств организации. Поскольку изменения в организации - процесс трудный и длительный, менеджмент роста ориентирован на длительную перспективу. Как следствие, происходят принципиальные изменения в содержании работы руководителя.

Исследование показало, что общее проявляется не на уровне конкретных шагов - там вступает в силу присущая каждому предприятию специфика. То, что объединяет успешных менеджеров - это скорее общая философия ведения бизнеса, набор базовых принципов, опираясь на которые они выстраивают свою стратегию и благодаря которым они в каждый момент времени знают, что они должны делать сейчас. Авторы исследования полагают, что описание этих признаков "менеджмента роста" поможет директорам других предприятий в осмыслении своей деятельности как управленцев.

Можно выделить несколько позиций, по которым успешные предприятия схожи между собой и отличаются от остальных.

Первое и самое главное то, что менеджмент успешных предприятий видит перспективу того бизнеса, которым он занимается. С той или иной степенью подробности у него сформирован образ будущего, но при этом, вне зависимости от того, насколько конкретно сформулирован этот образ, цель всегда присутствует, и те действия, которые они осуществляют, они осуществляют в рамках известного им направления. Так, при всей неопределенности понятия "евростандарт" тогдашний директор Завода турбинных лопаток Владимир Чернышев знал, чего он хочет - продавать лопатки ведущим энергетическим компаниям мира. Это означало вполне определенное качество продукции и гигантскую работа по выходу и закреплению на очень жестко структурированном рынке. Существенно то, что это видение перспективы связано у успешных менеджеров именно с тем бизнесом, которым они сейчас занимаются.

Каждый из успешных менеджеров ориентируется на собственные силы, на имеющиеся у предприятия ресурсы и резервы. При всей их критичности по отношению к государству, к налоговой системе и т.д. никто из них не называет эти проблемы в числе главных и первоочередных. Государству вменяется в вину слишком частое изменение правил игры, но не сами правила. Менеджмент демонстрирует готовность приспособиться к задаваемым рамкам - лишь бы они были стабильны. Кроме того, никто из менеджеров не жалуется на то, что досталось им от предшественников. Они могут констатировать факт наличия проблемы, но это не служит им оправданием того, что они что-то не сделали.

Характерным является отношение менеджеров к инвестициям. Ни от кого их них авторы исследования не слышали жалоб на то, что в стране нет денег, что никто не вкладывает деньги в промышленность и т.д. На каком-то этапе поиска инвестиций директор АО "Хлебный дом" понял, что пока у него самого не будет финансовых ресурсов, никто ему денег не даст. Железный принцип "деньги - к деньгам" работает и все это понимают. Успешные менеджеры ощущают свою ответственность за то, что они делают, они уже приняли эту ответственность на себя и не собираются ее ни на кого перекладывать. При этом степень осознания ответственности не зависит от того, в какой степени менеджеры являются совладельцами предприятия, каким пакетом акций они владеют.

Все рассуждения менеджеров по поводу агрессивности внешней среды трактуются в плане того, создает ли это для предприятия дополнительные возможности. Превращение обстоятельств в возможности - еще одна отличительная черта успешного менеджера.

Как выясняется, ничего особенного, ничего такого, что не вписывалось бы в классические каноны, успешные менеджеры не делают. Они ориентированы на конкретные действия. При этом возможность видеть перспективу позволяет им действовать без предварительного создания сложных теоретических трактатов и написания идеологий. Если они приходят к выводу, что то или иное решение способствует- или мешает - движению к выбранной перспективе, это осознание немедленно превращается в план конкретных действий и начинается реализация этого плана. Когда на Заводе турбинных лопаток поняли, что надо увольнять людей - этот план начал реализовываться, как бы тяжело это ни было с психологической и финансовой точки зрения.

Возглавляющие успешные предприятия менеджеры научились концентрироваться на главном. Они обладают гибкостью и поэтому нормально то, что они представляют себе будущее не в виде набора показателей, а скорее в виде образа. Они гибки в рамках направления своего движения к выбранной цели и готовы в каждый момент времени осознать проблему и решать самые главные задачи. Концентрация на главном дает им возможность адекватно относиться к своему прошлому. То, что большинство успешных менеджеров не видит в своих действиях серьезных ошибок, не является признаком отсутствия самокритичности. Просто они оценивают то, что было сделано, с точки зрения задач, которые были актуальны в тот момент времени.

Успешных менеджеров отличает конструктивное отношение к действительности, готовность воздействовать на эту действительность там, где это возможно, или принять как данность там, где невозможно изменить. Действительность либо ставится на службу своим планам либо принимается как естественное органичение, в рамках которого нужно работать.

Интерес, который публикация материалов исследования и сам факт его проведения вызвали в деловых и промышленных кругах России, подтвердил актуальность исследования проблем управления и необходимость реализации второго этапа программы.

Объектом изучения в 1997 году явились новые компании, появившиеся в России после 1987 года (исследование проводилось совместно с газетой "Известия"). Небольшой срок жизни новых компаний пока не позволяет говорить о достижении ими стабильности, поэтому их развитие в значительной степени определяют и внешние условия. В силу этих причин предметом изучения во второй части исследовательской программы явились не только эффективность менеджмента, но и значение управления как фактора развития организации.

Исследованию были подвергнуты компании, действующие в разных отраслях экономики. Ввиду отсутствия объективных финансовых и статистических показателей деятельности критерием отбора компаний стала их известность и степень цитируемости в средствах массовой информации.

Основной целью второго этапа исследования был поиск и определение факторов, которые определяют сейчас и будут определять в будущем стабильное развитие новых российских компаний.

В результате исследования удалось найти те индикаторы, по которым можно не только определить сегодняшнюю степень стабильности организации, но и спрогнозировать ее устойчивость по отношению к внутренним и внешним дестабилизирующим факторам. Исследование опубликовано под названием "Новый бизнес в России".

В 2001 году Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ" завершила исследование "Менеджмент роста - 2001", которое явилось продолжением проведенного 5 лет назад исследования успешных российских промышленных предприятий.

Пять лет назад, когда российский бизнес прошел первый этап своего развития, мы решили провести исследование, чтобы понять, как успешные предприятия решают свои проблемы, адаптируются к рыночной экономике, что они делают такого, что отличает их от неуспешных предприятий. Тогда мы выделили пять признаков менеджмента роста - видение перспективы, опора на собственные силы, превращение обстоятельств в возможности, ориентация на конкретные действия, концентрация на главном

Прошло 5 лет. Ситуация изменилась. Промышленный спад сменился промышленным ростом. В каком направлении развиваются успешные компании? За счет чего им удается расти быстрее других? Какие управленческие know-how используют руководители успешных компаний? Вероятно, ответы на эти вопросы стали менее очевидны и более разнообразны, чем ответы, полученные 5 лет назад, в период антикризисного управления.
Всего в рамках исследования были проведены интервью с директорами 20 успешных компаний в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и других регионах России. Среди компаний, принявших участие в исследовании - Пивоваренная компания "Балтика", "Хлебный Дом", ФОСП, "Калина", ВСМПО, Энергмашкорпорация, Нижфарм, "Омский бекон". Интервью проводились с мая по октябрь 2001 года.

Основываясь на опыте консультационных проектов и общении с руководителями компаний, мы сформулировали ряд гипотез о том, как на данном этапе управляются успешные компании. Сейчас мы можем сказать, что часть гипотез оправдалась, а часть - нет. В частности, мы предполагали, что успешные активно переходят на аутсорсинг, концентрируясь на том, что они умеют делать лучше всего. Однако по результатам интервью мы поняли, что это пока не так, рынок кооперации и промышленных услуг в России еще не сформирован.

http://www.altrc.ru/consult/investigation.shtml

 Эффективность управления КонСи
Эффективность управления

Эффективность предприятия

Повышение эффективности

Анализ эффективности

Эффективность деятельности

Эффективность использования